В поисках зимнего мандарина

В поисках зимнего мандарина

Не успела я толком расположиться на своем любимом диване, как вдруг раздался этот волнующий звук. Плотный занавес, сотканный из занудного бормотания телевизора, треска соседского перфоратора, звяканья тарелок на кухне, шума воды в трубах – всей той бытовой суеты, которая повседневно окружает нас в обычной многоэтажке, был бесцеремонно сдернут с моего засыпающего сознания.

Еще не веря до конца в то, что это произошло, я решила проверить свои опасения. По коридору прокатилось мерное цоканье моих когтей по паркету, и я аккуратно просунула нос в дверь. Так и есть, мои уши меня не обманули. Я узнала бы этот звук среди тысяч других – тихий, едва различимый треск разрываемых волокон. Енот чистил мандарин…

Рождение идеи

Сам по себе этот факт удивления не вызывал, он был даже в какой-то степени банален. Но настораживало то, что Енот хотел съесть этот мандарин без меня, в надежде, что я не почую и не услышу. Усевшись напротив Енота и не спуская глаз с рук, чистящих маленькое оранжевое чудо, я задумалась. С одной стороны, я была безумно рада зиме. Не той зиме, которая была сырой и противной и заставляла оставлять грязные отпечатки лап на паркете рядом с дверью, а той, наконец-таки наступившей в самой середине декабря, которая занесла снегом мой любимый сквер и намораживала отличную белую бороду, если как следует ткнуться мордой в сугроб. С другой стороны, мандаринов хотелось прямо с ветки, лежа в тенечке на пляже и глядя на завораживающий своей монотонностью морской прибой.

Первое решение пришло довольно быстро: марокканские мандарины давно приводили меня в состояние эйфории своим неподражаемым вкусом. Казалось бы, все просто: берем билеты, не раздумывая ни минуты… В Марокко мандарины были, прибой был, но вот снега, увы, не было. Получив от Енота свою законную дольку, я начала думать, как совместить все в одном: снег, пляж, прибой и мандарины.

Если спросить среднестатического шотландского терьера, с какими странами граничит Испания, он ответит: на востоке с Францией и Португалией на западе. Более подкованные в географии добавят – с Андоррой. Немногие скотчи добавят – с Гибралтаром. И уж совсем единицы знают, что еще Испания имеет сухопутную границу с Марокко. Иными словами, мои мысли перенеслись из аль-Магриба (именно так называют арабы эту страну) в Испанию, где по моему разумению и обрывкам фраз, услышанных от Енотов, мандарины также должны были расти.

Здесь я должна сделать маленькое отступление для тех, кто со мной еще не знаком. Позвольте представиться: меня зовут Янка. Или, если быть более официальной, Янина. Я черный шотландский терьер, живущий с Японскими Енотами. О том как чистокровная шотландка связана с Японией, Канарскими островами, енотами и психогенетикой поведения я опишу как-нибудь в другой раз, а сейчас просто скажу: я – профессиональная путешественница, практически всю свою жизнь перемещающаяся по просторам нашей прекрасной планеты. У меня, живущей в обычной городской квартире, гуляющей в обычном дворе и общающейся с обычными собаками, в планах увидеть весь мир и закопать памятную косточку на всех материках, куда только ступит моя лапа!

Итак, мысленно переплыв Гибралтарский пролив, я двинулась вдоль побережья Испании на северо-восток. Оказывается, есть на карте место, где все мои желания могли бы сбыться. Не одновременно, конечно, но в достаточно короткие сроки. В моем мозгу отчетливо запульсировал треугольник маршрута: испанская Barcelona, андоррская Andorra la Vella и французский Perpignan. Странный маршрут подумал бы кто-нибудь, не знающий, что именно это мне как раз и нравится в путешествиях – новизна и непредсказуемость. Хм… Кто сказал что скотчи – консерваторы?! Испания, Франция, Андорра – такие близкие, но такие разные!

Едва дождавшись, когда Еноты уйдут по своим делам, – терпеть не могу, когда они смотрят, как я сижу за компьютером, – я подтолкнула кресло к ноутбуку, нетерпеливо отключила мельтишашую конвертиками кукукающую аську и открыла карту Европы. Нужно сказать, что Garmin City Navigator Europe оказался крайне полезным и не раз выручавшим нас в хитросплетении пешеходных улочек старых городов и в развязках скоростных трасс картографическим продуктом. Вот и сейчас маршрут из мысленных линий четко лег на дорожную сетку. А значит, и средство передвижения между начавшими материализовываться желаниями – автомобиль – выбрано автоматически.

Когда-то мы с моим другом спаниелем беседовали за мисками ароматных сахарных косточек. Он мне рассказывал об истории своей породы, испанцах, басках и Каталонии. Так вот, баски называли это затерянное в восточных Пиренеях между Францией и Испанией место andurrial – «пустошь». Андорра, карликовое государство в Европе, было когда-то раньше простым княжеством и не удосужилось построить собственный аэропорт, поэтому как точка старта Андорра автоматически отпала.

Я открыла свой любимый сайт www.skyscanner.ru – обычно здесь собирается вся информация об аэропортах, ценах и стыковочных рейсах, – и начала решать комбинаторную задачу.

Мне не довелось пока побывать ни в Брюсселе, ни в Манчестере ни даже в Бристоле, поэтому не могу прокомментировать, действительно ли компания Ryanair летает оттуда в Перпиньян. Но вот про Air France у меня до сих пор складывалось мнение, что цена ее билетов в пересчете на площадь, занимаемую шотландским терьером, неадекватно завышена. Это мнение не изменилось и сейчас, когда я смотрела расписание полетов этой авиакомпании из 15 других французских городов в Перпиньян. С Барселоной все гораздо проще: хочешь – лети Аэрофлотом напрямую, хочешь – с пересадками хоть через Германию, хоть через Польшу.

Не люблю упрощать: упрощение маршрута лишает возможности познакомиться с новыми местами, в то же время разумное усложнение позволяет внести разнообразие в поездку. Итак, решено: Москва — Гамбург — Барселона — Штутгарт — Гамбург — Москва, Aeroflot — Airberlin — Germanwings — Aeroflot. Заодно посмотрю, что такое лоу-косты в Европе.

Надо отметить, что у многих компаний есть программы лояльности – премирование скотч-терьеров за совершенные полеты или за пользование кредитными карточками, участвующими в этих программах.

Аэрофлот-Бонус у меня уже есть, и в Гамбург мы полетим условно-бесплатно. Следовательно, в программе topbonus от Airberlin также имеет смысл зарегистрироваться. После заполнения всех обязательных полей в анкетах и ввода данных кредитной карточки сайты радостно сообщают: «Оплата произведена». Нужно сказать Енотам, чтобы переставили принтер пониже: в нем закончилась бумага, а я, даже если стану на клавиатуру и вытянусь во весь свой скотчиный рост, не достану до верхней полки. Ладно, те электронные билеты, которые мне уже пришли на почту, распечатаю чуть позже.

Теперь пора позаботиться об автомобиле. До сегодняшнего дня я заказывала машины в Nizacars и Alamo, но Аэрофлот активно рекламирует Sixt и сулит за это свои аэрофлотовские бонусы. Ну что же, как показывает практика, в Европе большая машина развернется далеко не везде. Более того, встречаются и такие маленькие перекрестки, что она и просто не свернет за угол. Решено: огромный внедорожник оставим для африканской саванны, а предпочтем ему что-нибудь, сопоставимое по размерам со Смартом. При резервировании Sixt предложил воспользоваться тарифом «Early bird rate» — если вы также твердо уверены в своих планах, как и я, когда что-то задумываю, есть смысл им воспользоваться: стоить машина будет дешевле, но нет возможности отказаться от бронирования без потери денег.

Тут я с удовольствием зевнула во все собачье горло: транспортный вопрос решен. Перед тем, как переходить к вопросу жилищному, нужно сделать маленькую передышку и наведаться к миске. Несмотря на то, что я дома одна, вдруг в ней появилось что-нибудь вкусненькое!

Стоя над миской, я опять задумалась о жилье: достаточно ли во мне авантюризма, чтобы ехать, куда глаза глядят, и останавливаться на ночевки, где сама захочу. Авантюризма-то хватало, тем более, мне такая практика была привычна в моих путешествиях по родной стране, но я вовремя вспомнила, что Енотам нужно получать визы. Получение шенгенских виз – дело серьезное, лучше не экспериментировать и подавать в визовый центр четкий маршрут с заранее забронированными гостиницами. Я решила разнообразить наши ночевки: студенческая гостиница при университете в Барселоне, четырехзвездочный отель в Sant Julià de Lòria, двухэтажные апартаменты в Перпиньяне и небольшой номер рядом с аэропортом в Гамбурге.

Всё, нумера забронированы и частично оплачены. Спрыгнув с кресла, я удовлетворенно свернулась калачиком в своем «гнезде». Скорей бы Еноты пришли домой, их уже ждет пакет документов для распечатки.

Через границы

Плавно покачиваясь на неровностях взлетной полосы, самолет начал свой разбег. Тяжелое свинцовое покрывало снеговых туч вспорото самым бесцеремонным образом, и вот уже мы нежимся на солнце – как-то не верится, что за тонкими стеклами иллюминаторов минус 62. Под крылом самолета где-то внизу пушистые облака то вздымаются в причудливые горы, то мягко струятся, притворяясь волнами песка у подножия барханов, а в это время стюардессы начинают свое мерное путешествие по проходу вперед, назад, снова вперед и так раз за разом.

Проснулась я уже в Гамбурге, который встретил нас легкими скандалами на паспортном контроле. Суровый бюргер не хотел пускать молодую экзальтированную особу в Евросоюз и что-то втолковывал ей по-немецки. Она же, в свою очередь, пыталась объяснить, что ее уже давно ждут и ей срочно нужно попасть за кордон. Дама была четко уверена, что если говорить как можно медленнее, бюргер наконец-таки поймет её. За соседней стойкой истинная арийка допрашивала семейную пару о цели их визита в Германию. Судя по продолжительности разговора, они уже дошли до обсуждения пра-прабабушкиной шестнадцатой поездки на воды в тысяча восемьсот лохматом году. С другой стороны прохода мужчина объяснял офицеру, что в Германии только в этом году он уже шестой раз и не видит причин, по которым не может въехать в страну в седьмой раз… Я набрала воздуха в грудь и уже приготовилась было объяснять про мандарины-пляжи-лыжи, но паспорта с французской визой никак не заинтересовали нашего контролера. Треск печати, дежурная улыбка, и вот мы уже «в загранице».

В довольно пустынном аэропорту Гамбурга мы быстро нашли стойки регистрации AirBerlin. Кстати, Еноты уже получили по почте фирменные красные карточки этой авиакомпании, и я тут же решила проверить, можем ли мы с их помощью зарегистрироваться на рейс. Несмотря на все возможные варианты засовывания карточек в электронные киоски, они не были восприняты системой и остались для нас обычными кусочками пластика.

Зарегистрировавшись традиционным – не автоматическим – способом, мы отправились на поиски мандариновых деревьев. Конечно, я понимала, что мандариновые плантации вряд ли раскинут свои оранжевые плоды прям посреди аэропорта, но во мне жила надежда встретить хотя бы витрину с вкусными мячиками. Увы, меня ожидало разочарование, и мы отправились наверх, в кафешку дегустировать какао перед броском в Испанию и наблюдать за неспешной аэропортовской жизнью.

Вкус какао еще не успел окончательно раствориться, как стюардессы уже предлагали пристегнуться и привести спинки кресел в вертикальное положение. Разбег, толчок, и мы снова в воздухе. Стемнело, за окном где-то далеко внизу мелькают редкие фонари. Франция экономит электричество или очень редко заселена. Вдруг земля озаряется мириадами огоньков, наконец-то мы летим над территорией Испании! Енот, как ребенок, прижал нос к стеклу – самолет разворачивается над морем, устремляется в эту игру света и заходит на посадку в аэропорт Барселоны.

Получив багаж, мы идем в другое крыло аэропорта, здесь нам предстоит научиться пользоваться городским транспортом. Любезная афроиспанка рекомендует купить на троих билет Т-10, о котором я уже читала перед поездкой. Такой билет действителен на 10 поездок на метро и на электричках. На станции пересадки мы покидаем электричку и переходим на станцию метро. Что характерно, турникет не оставляет на билете никаких пометок. Это не ошибка турникета: электрички и метро интегрированы в единую железнодорожную систему и в рамках города входят в единую тарифную зону.

Свершилось – после многочисленных переходов, зданий, самолетов, поездов мы наконец-то выходим на улицу. Прижав уши к спине и вытянув хвост, я рванулась в стремительном броске вверх, из подземелья на улицу. Скорее, скорее бы привычно ткнуться носом в ближайший сугроб! Зажмурившись от предвкушаемого удовольствия я вылетела на поверхность и в замерла растерянности… Улица встретила зелеными пальмами и легким теплым ветерком. Барселона вовсю готовилась к новому году: 30 декабря, а на градуснике плюс 18. Интересно, испанцы вешают новогодние гирлянды и стеклянные шары прямо на широкие листья и шершавые стволы?!

Я огляделась. На зеленых холмах раскинувшегося перед нами студенческого городка Mundeta шла активная ночная спортивная жизнь: гоняли мяч футболисты, с кортов доносился мерный перестук теннисных мячей, мимо проносились молчаливыми тенями велосипедисты. А за изгибами велотрека нас ждала наша гостиница.

Как и наружные стены, наш просторный номер также был выкрашен в веселые яркие, но при этом не режущие глаз цвета. Студенческая жизнь в этом университете просто обязана быть легка, ярка и беззаботна в этом буйстве красок! Последней мыслью, перед тем как я заснула, мелькнуло: кто это решил, что у собак черно-белое зрение?..

Из Барселоны в горы

Вот что я люблю, так это вкусный завтрак по утрам! В Агоре он незатейлив, но круассаны свежи, нежны и, как говорится, тают во рту, а не в лапах. «У нас закон такой: поел – убери за собой!» Первая неожиданность подстерегала меня в виде трех больших ящиков с непонятными надписями. Я не очень хорошо владею испанским письменным, поэтому пришлось наблюдать за другими постояльцами. Оказалось, что грязную миску мало было поставить в стойку с подносами, мусор с нее нужно было отсортировать и разложить в соответствующие баки: мухи и котлеты должны лежать отдельно от салфеток и банок из-под Фанты. Ну вот, утренний кофе вылакан, пора выходить в город. Где-то на его улицах спряталась приметная черно-оранжевая дверь Sixt, за которой нам выдадут не роскошь, но средство передвижения в горы Андорры.

Чуть скрипнув, дверь отворилась. Я оказалась в полумраке помещения наедине с пустой стойкой. Немного дальше виднелась другая дверь, из-за которой доносилась приглушенная музыка. Я вспомнила наставления моего друга спаниеля: если хочешь произвести приятное впечатление, при встрече испанцу нужно сказать «Hola!»

Гав! – нужный акцент и ударение в правильном месте вроде бы удались.

Музыка смолкла и в комнату вошла девушка в строгом, видимо, форменном костюме. Увидев перед собой чистокровную шотландку, она без запинки спросила:

Can I help you?

Я протянула ей листок бронирования и права Енота. Я отказалась от дополнительной страховки, включающей все-все-все, так как я запланировала не нарушать местных правил и не попадать в аварии, и вскоре все формальности были улажены. У меня имелись две копии договора аренды авто – на испанском и на английском языках, а также ключи от серого дизельного Reno Clio. Машина находилась в паре кварталов дальше по улице на подземной стоянке. Через несколько минут, тихонько урча дизельным мотором, она везла нас обратно в Агору за вещами.

Ещё раз оглянувшись в номере, не забыла ли я где-нибудь вкусняшку, я выглянула в окно и невольно засмотрелась на прекрасную новогоднюю картину: на фоне зеленых пальм Енот в легкой футболке грузил вещи в багажник машины.

Выписавшись из гостиницы, я села в машину. Но выезжать сразу из города мне не хотелось, так как в Барселоне я еще никогда не была. Я решила немного проехаться по улицам Барсы. Говорят, что некоторые считают барселонский бульвар Рамбла самой красивой улицей мира, ничего не могу сказать. Так как припарковать машину в предновогодней барселонской толкотне было затруднительно, прогуляться по нему мне так и не удалось, как не удалось мне и испить воды на Рамбла-Каналетесе из фонтана-фонаря, которая по поверью помогает вновь вернуться в Барселону.

Внезапно на экране GPS’а замаячила точка – парк Гуэля. Где парк, там и деревья, а где деревья, там и мандариновые деревья, рассудила я и без колебаний направилась в сторону парка.

Проезжая мимо центрального входа в парк я одним глазом любовалась павильоном, увенчанным остроконечной декоративной башенкой-пинаклем, а другим выискивала место для стоянки. Любимый персонаж архитектора Антонио Гауди-и-Корнета – мозаичный Дракон – ухмылялся сквозь деревья: свободного места не было… Все окрестные дворы были забиты машинами, а попытка заехать на стоянку для автобусов успехом не увенчалась. Охранник улыбался, активно жестикулировал, но не верил, что наша Реноха является автобусом, только очень микро.

На третьем круге я сдалась, и мы взяли курс на Андорру. Мечта о мандаринах всё еще оставалась только мечтой…

Выехав из города, я взяла курс на видневшиеся впереди горы. Трасса С-17 была достаточно свободна, я спокойно включила круиз-контроль и стала наслаждаться открывающимися за окном видами.

Лёгкую музыку, накладывающуюся на низкий рокот двигателя, начал периодически заглушать какой-то посторонний звук. Я настороженно прислушалась. Но нет, звук шел не со стороны капота, и я внезапно поняла, что это бурчит у меня в животе. Я взглянула на Енотов. По-видимому, их уже тоже мало занимали местные красоты – затвор фотоаппарата щелкал всё реже и реже, а глаза внимательно рассматривали все попадающиеся на пути вывески.

Метрах в ста впереди на обочине показались знакомые с детства нарисованные силуэты ножа и вилки, и мы свернули к маленькому придорожному ресторанчику.

Официантами, судя по всему, в нем были сами хозяева – пожилая чета каталонцев, не говорящих ни по-английски, ни по-собачьи. Хозяйку этот факт немного нервировал, и она переложила все нюансы переговоров на плечи мужа.

Кря-кря, му-му, бе-бе? – осведомился наш хозяин, оставив попытки втянуть нас в светскую беседу на каталонском. Этот язык был понятен Енотам с младенчества, и они тут же сделали заказ, а я задумалась, как же гости заказывают тут рыбные блюда или, скажем, зайчатину?..

Когда первый голод был утолён, хозяин напомнил нам, что в Каталонии о десерте забывать не следует. Я отвлеклась срочно почесать за ухом, а когда повернулась, передо мной стояла тарелка… Я не могла поверить своим глазам и зажмурилась. Потом аккуратно приоткрыла один глаз, затем другой – чудо не исчезало. Маленькие, оранжевые, каждый с зеленой веточкой, украшенной листиком!!! Передо мной лежали ОНИ, пришедшие прямо из моих снов, сдёрнувших нас в путь. Кто бы мог подумать, что я найду свою мандариновую мечту на обочине испанской трассы, не отъехав и тридцати километров от Барселоны.

Закат давно догорел, когда Испания неожиданно закончилась и мы, миновав пограничную зону, въехали на территорию Андорры. В темноте никаких гор видно не было, но складывалось ощущение, что из темноты нас внимательно разглядывает кто-то огромный, но не страшный и добрый.

«Въехав в страну, двигайтесь по центральной улице, не сворачивая в придорожные деревни» — вспомнила я наставления по поиску нашей гостиницы. Вскоре на обочине «главной дороги» показался скромный знак «Sant Julià de Lòria» — город, где нам предстояло жить до следующего года.

Выгрузив чемоданы из машины, мы с Енотом разузнали у доброжелательного персонала, что на гостиничной стоянке мест нет вообще, но через пару кварталов дальше по улице находится муниципальная парковка, бесплатная по ночам, а с 8 утра и до 19 вечера там, как и везде, оплата почасовая. Стоянка действительно оказалась недалеко от гостиницы, на ней не было проблем со свободными местами, и мы буквально уже через несколько минут снова были у себя в номере. Еноты разлили по бокалам вино, предусмотрительно захваченное в том придорожном ресторанчике – до Нового года по местному времени оставалось не более получаса…

Андорра

Выглянув утром в окно, я обомлела. Восходящее солнце освещало горы, которые, казалось, можно было потрогать, просто протянув лапу из окна. Город находился в ущелье, о котором мы и не подозревали, когда приехали сюда вчера в темноте.

Наскоро перекусив в ресторанчике отеля, мы поехали в путешествие по стране. Набежали тучи, и начал моросить мелкий дождь, по которому трудно было судить, что 1 января именно сегодня. Выехав из города, мы направились вверх по ущелью, и уже буквально через несколько километров нас встречала табличка «Andorra la Vella», говорящая, что именно с этого места начинается столица государства. Покатавшись по немногочисленным улицам, мы решили, что уже достаточно насмотрелись на вид скудного новогоднего убранства. Праздника не чувствовалось.

Следующий город в ущелье – Encamp – как две капли воды был похож по своей сути и на столицу, и на Сент Джулию, давшую нам ночлег. Решив, что уже достаточно познакомились с жизнью в ущелье, мы поехали в горы.

После местечка Canillo дождь закончился и на дорогу, решившую закручиваться в серпантин, опустился легкий туман. Но когда мы поднялись еще выше, я поняла, что это был не туман, а тучи, создававшие впечатление поздней осени. Над нами было голубое небо, вдали виднелись заснеженные вершины, а под колесами черное полотно дороги временами сменялось белоснежным настом.

Не отказав себе в удовольствии покувыркаться в снегу, поиграть в снежки и скатать маленький шар для будущей снежной бабы, мы начали спуск ущелье. Вскоре показался стоящий на встречной обочине Сеат, вокруг которого с большими глазами суетился местный житель, натягивая на колеса чехлы, которые должны были спасти его от гололеда, метели и прочих опасностей там, наверху. Я удивилась, так как, несмотря на летнюю резину, какого-либо дискомфорта на горном серпантине я не испытала.

На другой стороне ущелья, высоко в горах, нас ждал детский парк развлечений Naturlandia. Свернув в Сент Джулии около Туристического офиса в сторону Carretera de la Rabassa, мы начали медленно взбираться по серпантину. Не доехав до нижних ворот парка буквально ста метров, я увидела указатель «Mirador Del Riu Runer» и тропинку, уходящую вглубь леса. Если написано Mirador, то нужно остановиться, расчехлить фотоаппарат и осмотреться вокруг – рядом обязательно окажется объект для съемки. Вот и сейчас, прогулявшись минут 30 среди припорошенных снегом сосен, я оказалась на склоне горы над широкой долиной и замерла в восхищении – внизу, прямо у моих лап лежала Испания!

Переполненная чувствами я вернулась к машине. Метров через сто дорогу перегородил сидящий на столбе улыбающийся медведь. За воротами Натурландии кроме бодро марширующего куда-то вдаль экипированного отряда пейнтболистов особо ничего не было видно, и мы поехали дальше по дороге – к верхней части парка. Здесь всё было наполнено радостным визгом детишек, катающихся на лыжах, санках и прочих снегокатах. Над кафешкой застилал небо шашлычный дым и, почуяв вкуснейший запах, к ней выстроилась очередь из родителей. И только закрытые (хочется надеяться только по случаю Нового Года) тюбинговая трасса и странный, похожий на смесь американских горок, санок и железной дороги и от этого ужасно интересный мне аттракцион Tobotronic, были безлюдны… Издали я приметила специально обученных ездовых собак, они были впряжены в длинные сани и ожидали очередного пассажира.

В конце дня, вволю нагулявшись по снежным горам, приятно расслабиться в бурлящей джакузи, полежать в теплой турецкой сауне, хорошенько пропотеть в парной, побегать по камням с обдающим лапы ментоловым паром и в конце отдохнуть в ароматной ванне – подумала я, и мы направились обратно в столицу, в SPA-центр Caldea. C трудом найдя парковочное место, – городок маленький, а на многочисленных стоянках машину не приткнуть, – мы зашли внутрь футуристической пирамиды.

Внутри кишел народ. На мониторы, развешанные над стойками информации, было выведено изображение из парных, в которых количество голов готово было соперничать с количеством пикселей на экранах. Решение расслабиться после насыщенного прогулками дня таяло на глазах. Желания толкаться и стоять в очереди к бассейну у меня почему-то не было, и мы вернулись в гостиницу – завтра мы снова сменим страну пребывания.

Утром, расплатившись за ночлег, мы покинули нашу гостеприимную, но очень грязную гостиницу и снова тронулись в путь. Впереди нас ждали укутанные белоснежным покрывалом и озаренные солнцем горные вершины, лыжники, оставляющие за собой аккуратно вспаханную двойным следом нетронутую целину и звенящая тишина, если заглушить мотор — такой Андорру мы еще не видели. До этого страна казалась пасмурной, постоянно затянутой тучами и насквозь прокуренной. Андорра известна как рынок дешевых сигарет, практически не облагаемых тут налогами, поэтому тут курят везде: в магазинах, в кафе, на улицах… В Сент Джулии даже расположен музей табака, рассказывающий об истории его появления в стране и, непосредственно, месте, где эта история и происходила: старинной фабрике, впоследствии известной как «Каль Рафело».

Тем временем дорога пошла вниз и, немного потолкавшись на улицах Pas de la Casa среди машин, припаркованных рядами вдоль обочин, и людей, снующих по дороге с лыжами, сноубордами и просто с пакетами с едой, мы оказались на территории Франции.